Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Зачем нужна мечта?

  • Текст: Л. Кассиль. О Циолковском
    (1)У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2)Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3)В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4)Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (5)Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (6)Герберт Уэллс заставил своего героя изобрести особое вещество, не пропускающее будто бы земного притяжения. (7)Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но...
    (8)Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (9)Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (10)Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (11)И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (12)А обратно?.. (13)Кто вами выстрелит?
    (14)Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё?
    (15)Аэроплан? (16)Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (17)Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (18)Воздушный шар? (19)Дирижабль? (20)Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (21)В пустоте они не могут держаться. (22)Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели.
    (23)Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (24)Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу.
    (25)Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (26)Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (27)И открыл этот путь удивительный человек, великий ученый, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах.
    (28)Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (29)Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно-техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете.
    (30)В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (31)Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (32)Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (33)В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (34)Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (35)И другие люди завладевали порой славой его изобретений.
    (36)Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества.
    (По Л. Кассилю*)
    * Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) — русский советский писатель.

06.05.2024 00:44:15
Автор: Алина Лыкова


Какую роль играет мечта в жизни человека? Этой проблеме посвящён текст Л.Кассиля.
Автор размышляет об идеях фантастов: они придумывали различные способы отправиться на Луну. Несмотря на ненаучность некоторых предложений, историй и расскказов, романисты не останавливались. Становится ясно, что творцам не давала покоя мысль об изучении космоса, их вела мечта покорить иные миры, именно она не позволяла остановиться после первой неудачи.
Далее Л. Кассиль рассказывает о Циолковском: гениальный учёный, он открыл для человечества вселенную. В детстве "скромный учитель", позже переехавший в Калугу, мечтал в тишине о звёздах. Очевидно, если кем-то овладела идея, то ему подвластна любая наука, даже задача высокой сложности. Тот, кто идёт, вдохновлённый своими мечтаниями, может справиться с немыслимыми для других вещами.
Примеры дополняют друг друга: идеи и сокровенные желания человека позволяют ему не только совершать что-то великое, но и продолжать попытки после ряда неудач. Такая связь позволяет автору сказать, что путь к недостижимым звёздам был открыт благодаря мечтам и смелым мыслям.
Позиция Л. Кассиля такова: у всего общества и у каждой отдельно взятой личности есть свои сокровенные идеи и желания, которые делают людей способными на многое. Мечта мотивирует человека, даёт ему силы как на что-то невозможное, так и на преодоление неудач.
С автором трудно не согласиться: лишь собственное сильное желание способно побудить сделать нечто немыслимое. Например, Мария Склодовская-Кюри стала первой женщиной-лауреатом Нобелевской премии лишь благодаря своему постоянному и упорному труду; посвятив свою жизнь науке, она открыла полоний и радий, внесла существенный вклад в исследование радиоактивных элементов.
Таким образом, мечта окрыляет человека, даёт ему силы на великие свершения.
Количество слов - 250

Здравствуйте, Алина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Становится ясно, что творцам не давала покоя мысль об изучении космоса, их вела мечта покорить иные миры, именно она не позволяла остановиться после первой неудачи.

Какие неудачи были у писателей? И как они их преодолевали? Их книги стали более научными? Вы и в дальнейшем делаете упор на эту мысль: не останавливаться после неудач, значит, это тезис первого примера? В примере про литераторов неуместно писать про неудачи. Если и было про неудачи, то далее. Пояснение не вполне корректное, но оставляю балл за пример, снимаю по К5.

Возможный план:

ПВ. Какую роль играет мечта в жизни человека?

1 пример. Писатели-фантасты заставляли людей мечтать, верить в то, что космические полеты возможны.

в том числе поэтому — причинно-следственная связь

2 пример. Ученые (в детстве мечтавшие о звездах) не оставляли попыток покорить космос.

ПА. Мечта мотивирует человека, дает ему силы на великие свершения.

Своя позиция. Вероятно, великие ученые всегда одержимы мечтой сделать открытия, которые помогут всему человечеству.

Вывод. Мечтать любят все, но не все реализуют свои задумки. Надо быть смелее и решительнее на пути к цели, и тогда невозможное станет возможным.

Видите, я оставила вашу канву, но я стараюсь развить мысль в каждом следующем абзаце.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Информация для размышления: сочинение про мечту, а у героини вашего аргумента была мечта?..

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К2

Вы постоянно повторяете две мысли: про неудачи и про великие свершения:

Тот, кто идёт, вдохновлённый своими мечтаниями, может справиться с немыслимыми для других вещами.

даёт ему силы ... на что-то невозможное

лишь собственное сильное желание способно побудить сделать нечто немыслимое.

даёт ему силы на великие свершения

Да, вы используете синонимы (но не всегда) и разные конструкции, но мысли остаются одни и те же... Позиция автора у вас тоже дублирует пояснения. В идеале этого быть не должно, рассуждение должно развиваться, а не топтаться вокруг одной и той же мысли.

K6 - Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Мария Склодовская-Кюри стала первой женщинойауреатом Нобелевской премии

Не ошибка для школы, но тут нужно тире, а не дефис, так как женщина — определяемое слово для приложения, выраженного целым словосочетанием. Дефис пишется, если можно произвести такую замену: женщина Нобелевской премии. Приложения, которые представляют собой одно слово, в такой ситуации могут писаться через дефис.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Тот, кто идёт, вдохновлённый своими мечтаниями, может справиться с немыслимыми для других вещами.

А куда идет?.. Речевая недостаточность. Может, идет по жизни?..

Лучше слово «вещи» в бытовом значении в сочинении не использовать. У вас вышло неплохо, но в другом контексте может быть хуже.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Алина, сочинение очень хорошее, вы тщательно проверили работу. Про логический недочет в пояснении и повторы суждений я уже написала, образец дала. Удачи на финальной стадии подготовки к ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку