Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуБлог Анны МаслобойщиковойО терминах в преподавании русского языка
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

О терминах в преподавании русского языка

Недавно мой пятилетний сын, придя с занятий в художественной школе, увлечённо рассказывал о том, что в этот день у них сработала противопожарная сигнализация (очевидно были учения). Учитель их построил парами и спокойно вывел из школы. "Вот только я не понял,  - добавил мой сынуля, - кто такой Паника и почему Ксения Михайловна сказала, чтобы мы шли без него?"
Мы тоже хохотали долго. А меня этот случай заставил вспомнить, как придя в школу после университета и попав  сразу на 9-й класс, я, повторяя с детьми пройденное, увлечённо рассказывала им про инфинитив. И только урока с четвёртого меня осенило, что ученики не понимают меня, они ведь знали только про неопределённую форму глагола.
А теперь вопрос: "Как вы считаете, коллеги, в какой мере и когда нужно вводить научную терминологию на уроках русского языка?" Вопрос не случаен. Дело в том, что в некоторых учебниках для10-11 классов приставки вдруг называются префиксами, окончания - флексиями и т. п. Как вы считаете, нужно ли это вообще в школе?
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
28 сен 2015 03:38:25
Имхо, только в классах с гуманитарным уклоном. Зачем технарям голову забивать?
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
28 сен 2015 15:03:37
Я всегда уточняю у учеников, какими терминами пользуется их учитель. На уровне "слышали, что это такое" - никому не повредит знать про префиксы, хотя бы потому, что где и как дети дальше будут, мы не знаем. У нас фотоцентр по соседству назывался ПРЕФИКС. Знали ли его хозяева, что это??
Ссылка Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
28 сен 2015 19:01:10
Мне кажется, нужно называть. Не нужно проверять, знают ли (раз этого нет в программе), но сказать (а потом и иногда повторять, как бы мимоходом) нужно. Чтобы уже взрослыми они не "пугались" "непонятных" слов.
Двоечники и середнячки не только это не запомнят, но и то, что обязательно по программе, а вот отличникам/хорошистам (в целом интересующимся культурой) лучше слышать еще в школе. И чем раньше -- чем лучше (ну не в начальной школе, конечно).  
Ссылка Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
28 сен 2015 19:04:18
А вообще, и 4-летний ребенок вполне себе усваивает и понимает термины -- как и другие слова. Например, что такое синонимы, омонимы, антонимы.  Без напряга -- проверено :)
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
19 окт 2015 13:42:32
Соглашусь с Эсмирой. Память у детей ее хорошая, слова запомнятся легко, если у ученика есть мотивация отражать, что говорит учитель. А вообще, не вижу здесь особой проблемы, имеющий мотивацию ребенок может и сам, готовясь к уроку, "загуглить" или посмотреть в словаре непонятное ему в учебнике слово, благо с получением информации сейчас проблем нет.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет