Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Сенсорно-моторные методы изучения русского языка.
Автор изображения TheDigitalArtist . Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/ru/users/thedigitalartist-202249/

Сенсорно-моторные методы изучения орфографии

или русский как китайский

С чего всё началось.

Признаться, в школе русский я знала неважно. За сочинения получала пятерки, а за грамотность, мягко сказать, не выше четырех. Когда со второго курса меня чуть было не отчислили из-за русского, я и увлеклась изучением методов усвоения орфографии. Исследовав особенности своей памяти, поняла, что правописание слов запоминаю только моторно, когда произношу слова или правила по слогам, вслух или шепотом. (Позже я узнала о том, что еще в 40-е годы 20 века видный нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо вообще регулируется не зрительными образами или «механической» памятью руки, а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая этого). Я стала проговаривать по несколько раз вслух и орфографически все слова, в которых допускала ошибки. Изменение подхода к обучению позволило мне, к изумлению университетских преподавателей и коллег, за считанные месяцы наверстать упущенное. Третьекурсницей я уже преподавала русский язык в школе.

Что не давало мне освоить орфографию ранее? То, что мой ведущий вид памяти не был задействован в этом процессе. Традиционные методы хороши для тех, кто лучше воспринимает информацию зрительно или на слух, потому что учитель говорит и показывает. Читать же по слогам в средней, старшей школе, а уж тем более – в вузе - никого не заставляют. Просто чудо, что учителя вообще что-то смогли мне дать. 

Моя история доказывает, что побороть безграмотность можно в любом возрасте, причём достаточно быстро.

Всё зависит от преподавателя.

Не следует думать, что все, у кого, например, хорошая зрительная память, спасены. Если преподаватель, увлекшись развивающими методиками, добивается только понимания правила, пренебрегая таким средством, как банальное заучивание, не вывешивает наглядности, предлагает мало упражнений на списывание – хорошего результата он не добьется. Правила со временем забудутся, и человеку не на что будет опереться. Правописание непроверяемых слов вообще при таком подходе не освоить. Как-то мне довелось ознакомиться с выводами исследователей, которые оценивали знания поступающих в вузы. Выяснилось, что выпускники классов, которые занимались по отдельным развивающим методикам, логично и красиво рассуждают, на все имеют свое мнение, но пишут с чудовищным количеством ошибок.

Еще хуже, если преподаватель, наоборот, не добивается понимания правил, а заставляет детей зубрить. Заучивание не всем может помочь. Ребята с техническим мышлением, как правило, требуют логического обоснования правописания слов.

Все дети разные, и у каждого свой путь освоения орфографии. При индивидуальных занятиях можно подстроиться под ребенка, а в группе необходимо использовать разнообразные методы – кому что поможет. К тому же психологи рекомендуют заучивать важную информацию, включая разные виды памяти и логическое осмысление.

Что делать?

Самое эффективное обучение предусматривает использование разных методов изучения орфографии. Обычно преподаватель объясняет правила, затем диктует слова на эти правила, учащиеся выполняют упражнения, комментируют написанное. Но есть и необычные задания, направленные на заучивание слов различными способами. Эти задания можно предлагать без объяснения правописания. 

Для зрительного запоминания: различные игры и задания, вынуждающие учащегося внимательно смотреть на написанное слово, стараться его запомнить (лото, цветние камешки, работа с карточками, диктант по открытому тексту, зрительный диктант, сортировка слов, раскрашивание слов в специальных раскрасках, составление кроссвордов, развешивание карточек со словами по помещению), а также задания для непроизвольного зрительного запоминания (парочки, смотреть на возникающие на экране слова, чтение текстов с определёнными словами, запоминание специально подобранных слов по три, пазлы со словами). 

Для моторного запоминания: орфографическое чтение текстов и слов (артикуляционная моторика), работа по прописям для разного возраста со сложными словами, списывание специально подобранных текстов, прописывание слов в воздухе, набор текстов с клавиатуры (две разных моторики руки). 

Для запоминания на слух: прослушивание записи диктора с орфографическим чтением, проговаривание за диктором.

В особо запущенных случаях полезно лепить слова из пластилина.

Что  предлагаем мы:

  • Всем пользователям повышать грамотность без правил, опираясь только на запоминание слов сенсорно-моторными методами.
  • Преподавателям использовать на уроках материалы для запоминания слов зрительно, моторно, на слух. Вашему вниманию предлагаются карточки, звуковые файлы, описания игр.
  • Родителям играть с детьми в игры, описанные выше. Игры прилагаются к курсу Орфография без правил. Распечатайте и играйте. В различных курсах вы найдёте раскраски с трудными словами. Распечатывайте и предлагайте детям.  Можно развешивать дома словарные слова. Масса электронных тренажёров в различных курсах создана специально для того, чтобы вы без труда и в системе могли заниматься со своими детьми. Также рекомендуем загрузить в электронную фотографию, вместо фото, изображение слов и поставить фоторамку в комнате ребёнка. 



Теги: методика, способы запоминания, сенсорно-моторные методы
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 21 от 24 марта 2014

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений