Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема влияния человека на природу

  • Текст: (1)Шли большие военные учения, и мы, мор
    (1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло позапрошлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы доставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода была сносная, а потом испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.

     

    (5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обратился ко мне:

    − (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата. (8)Эй, Джураев, приюти у себя моряка!

     

    (9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10)Он обернулся ко мне.

    − (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13)Я помогать буду.

     

    (14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15)Я тоже для виду ковырял землю, с тоской поглядывая в сторону берега. (16)Там светлел горизонт. (17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и небо были ещё тёмно-серыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёво-красным, потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков. (21)Но море ещё оставалось тёмно серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг из-под тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.

     

    (24)Странно как-то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и вдруг всё куда-то исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим законам. (26)А человек?..

    − (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать умеешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко!

     

    (30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по-хозяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко грохотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.

     

    (36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бросал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня…

    (38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковеркали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусеничными траками…

     

    (44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окраине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой.

     

    (49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить воедино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу…

    (По Б. Волохову*)

     

    *Б. Волохов – автор рассказа «А море шумит…», вошедшего в литературно-художественный морской сборник «Океан».
05.04.2024 23:03:14
Автор: Полина Меркулова

  Какое влияние человек оказывает на природу? Именно этой проблеме посвящён текст Б. Волохова.
  Отвечая на поставленный вопрос, автор обращается к своему опыту службы в армии. Во время военных учений люди «огнём и железом исковеркали большой участок земли». Волховым овладело неприятное чувство. Действительно, грустно, когда цветы и трава погибают под влиянием человека.
  Продолжая свои рассуждения, автор вспоминает детство. Он жил в деревне, в окружении природы: «Деревушка наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени». Мальчик воспитывался в духе уважения к окружающей среде. Это оказала влияние на формирование его характера. Спустя годы уже взрослый Волохов говорит о том, что любит землю.
  Таким образом, второй пример-иллюстрация противопоставлен первому, так как показывает иное отношение человека к природе. Аргументы заставляют задуматься о влиянии, которое мы оказываем на неё.
  Позиция автора довольно ясна. Б. Волохова тревожит, что человек в процессе своей деятельности не осознаёт, что может сильно навредить природе.
  Я согласна с автором текста и тоже считаю, что человечество не осознаёт, какой вред наносит окружающей среде. В подтверждение своей позиции приведу пример из истории – обмеление Аральского моря. В прошлом оно использовалось для полива сельскохозяйственных угодий, но уровень воды в нём начал снижаться. Это привело к экологической катастрофе. Если бы люди подумали о последствиях использования воды Аральского моря, обмеления удалось бы избежать.
  Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Волохова и начнут бережно относиться к природе.
Количество слов - 226

Рецензент: Марина Волкова
Здравствуйте, Полина! Вы знакомы со структурой сочинения ЕГЭ, вполне грамотны.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Именно этой проблеме посвящён текст Б. Волохова.
Отнюдь нет. Есть и другие проблемы, более Вы не обратили внимание, что события происходят во время военных учений. Природа созидает, человек разрушает.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Действительно, грустно, когда цветы и трава погибают под влиянием человека.
Не совсем уместное слово: идут военные учения. Слово «исковеркали» из соседнего предложения показывает, что творится. Попробуйте поискать иное слово, определяющее состояние.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально.

Аргументы заставляют задуматься о влиянии, которое мы оказываем на неё.
И какое это влияние? Конкретику Вы подменяете «водянистыми» фразами без содержания.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, не совсем корректно.

Б. Волохова тревожит, что человек в процессе своей деятельности не осознаёт, что может сильно навредить природе.
Человек не просто может вредить, он уже вредит.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста — 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

человечество не осознаёт, какой вред наносит окружающей среде
В обосновании собственного мнения почти полностью воспроизводится авторская позиция и при этом в достаточной мере отсутствует новый фактический материал

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Таким образом, второй пример-иллюстрация противопоставлен первому, так как показывает иное отношение человека к природе.
Неверно выбранный логический маркер связи предложений.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Волохова и начнут бережно относиться к природе.
Пропущена запятая, закрывающая причастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

погибают под влиянием человека
погибают от влияния
Это оказала влияние
Это оказалО

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

Ошибки:

воспитывался в духе уважения к
Стилистическая шероховатость: фраза принадлежит официально-деловому стилю.
Аргументы заставляют задуматься о влиянии, которое мы оказываем на неё.
Мы — кто? Местоимение, никуда не отправляющее. «Мы» появились внезапно.
Не ошибка, но речевая шероховатость — обратите на неё внимание.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности +0 баллов

Ошибки:

Волховым
Ф ошибка: фамилия автора — Волохов
Не путайте автора и рассказчика:

Волховым овладело неприятное чувство.
Рассказчиком
Действует рассказчик, он же вспоминает.

Общие рекомендации

Следует усилить работу над комментарием. Для этого необходимо углубить анализ текста. Структуру сочинения, которую Вы хорошо знаете, дополните качественным наполнением. Надо понять, как развивалась мысль автора. Тогда писать работу будет проще.
Обратите внимание на речевые шероховатости. Они не повлекли за собой снижение балла по критерию «Речь», но хорошо к экзамену поработать над ними.  
Полина, удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 15

Возврат к списку