Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Должен ли человек «расчищать» себе дорогу, чтобы найти нужных и близких людей?

  • Текст: ЗАБРОШЕННАЯ ДОРОГА
       ЗАБРОШЕННАЯ ДОРОГА
    (1)Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом.
    (2)Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как маленький принц Экзюпери?.. (3)Я знаю, что он был, как было и шоссе, заросшее подорожником и лопухами, но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнений…
    (4)Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный ольшаник, примыкающий к даче с севера, сказочно богат грибами свинушками.
    (5)Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее, меня уже не радовали большие грибы, и я срывал лишь маленькие твёрдые крепыши. (6)Эти разборчивые поиски привели меня в глубь леса. (7)Я хорошо знал окрестность: и со стороны шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.
    (8)Однако чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, трава стала вполовину моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и было всё труднее пробираться вперёд. (9)И тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.
    (10)Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками, мальчик полол невесть откуда взявшееся заросшее булыжное шоссе.
    (11)— Здравствуй, — сказал он.
    (12)— Здравствуй, — отозвался я. (13)— А что это за дорога? (14)Я никогда её раньше не видел.
    (15)— Не знаю… (16)Ты не хочешь мне помочь?
    (17)Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал какое-то длинное растение. (18)Я изрезал ладони, пока, наконец, вырвал его из земли. (19)Да, это была работа! (20)Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. (21)Мой пыл сразу угас.
    (22)— Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.
    (23)— Ты же видишь, дорога заросла, — он говорил, стоя на коленях и выкапывая из земли какой-то корень. (24)— Надо её расчистить.
    (25)— А зачем? — упорствовал я.
    (26)Он осторожно снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы.
    (27)— Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.
    (28)— Ну и пусть! — сказал я раздражённо. (29)— Она всё равно никуда не ведёт!
    (30)— Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убеждённостью и принялся за работу. (31)— Посуди сам, разве стали бы её строить, если б она никуда не вела?
    (32)— Но раз её забросили, значит, она не нужна!
    (33)Он задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки, в его глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!
    (34)— Разве мы знаем, почему дорогу забросили?.. (35)А может быть, кто-то на другом конце пробует её расчистить? (36)Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. (37)Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. (38)— Я обязательно её расчищу.
    (39)— У тебя не хватит сил.
    (40)— У меня одного — нет, но кто-то идёт мне навстречу и, может быть, прошёл уже полпути…
    (41)— Далась тебе эта дорога!
    (42)— Дорога — это очень важно. (43)Без дороги никто никогда не будет вместе.
    (44)— Я буду помогать тебе! — неожиданно для самого себя вскричал я.
    (45)— Спасибо, — сказал мальчик искренне. (46)— Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно, пора домой.
    (47)— А где ты живёшь?
    (48)— Там!.. — махнул он за чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы и пошёл прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости.
    (49)На другой день ни свет ни заря я устремился в лес.
    (50)Я мчался сквозь ольшаник, охваченный жгучим нетерпением и умилённый предвкушением встречи с мальчиком на заросшем шоссе, — его вера уже стала моей верой. (51)Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: всё прямо и прямо, сквозь ольшаник, в берёзовый лесок, и там обнажится чистая полоска синеватого булыжника…
    (52)Я так и не нашёл заброшенного шоссе. (53)Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика. (54)До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, но всё было тщетно.
    (55)Мне никогда уже не попадалось ни заброшенное шоссе, ни даже стёжка, что нуждалась в моём труде. (56)Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. (57)В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя забыть, и к почти забытым. (58)Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. (59)Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть, не давая сорнякам глушить, разрушать дороги, превратить их в ничто. (60)Но если я преуспевал в том, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.
    (61)Вот только самую главную, важную и нужную дорогу в жизни я как раз не сумел отыскать.
    (По Ю.М. Нагибину*)
    Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) — советский и российский писатель, прозаик, журналист, корреспондент. В 1941 году ушёл на фронт. После окончания войны занимался журналистикой. В середине 50-х годов опубликовал сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далёкое и близкое», «Ранней весной». В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о «великих» (Гёте, Бах, Тютчев, Лесков и др.). Написал сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др
02.04.2024 11:20:14
Автор: Елена Шаранова

Должен ли человек «расчищать» себе дорогу, чтобы найти нужных и близких людей? Над этим вопросом размышляет советский и российским писатель Юрий Маркович Нагибин.
  Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера худенького мальчика с круглыми очками, который расчищал заросшее шоссе в лесу. Юрий несколько раз пытается отговорить его. На это он ему ответил : «Разве мы знаем, почему дорогу забросили?...А может быть, кто-то на другом конце попробует ее расчистить?» Этим писатель  хотел сказать, что если начать «расчищать дорогу» к другим людям, то всегда кто-нибудь найдётся, кто ответит взаимностью.
  Невозможно не упомянуть тот эпизод ,когда автор переосмысливает слова мальчика и соглашается с его мнением. После этой встречи Юрий не жалел ни труда, ни рук  и «рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть», для того, чтобы все его «дороги» остались целыми. Автор этими действиями хотел показать чем должен руководствоваться каждый хороший и общительный человек.
   Эти примеры дополняют друг друга, потому как они оба показывают важность нахождения общих связей между разными людьми.
  Автор считает, что нельзя забрасывать «дороги» к родным и близким людям и нужно на постоянной основе их расчищать.
  Я согласен с мнением автора. Невозможно определить цену для новых знакомств. В качестве доказательства хочется привести произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев остался в живых только благодаря своей щедрости. Заячий тулуп был спасением от неминуемой гибели, потому как Пугачев запомнил добрый знак от Петра. Может Емельян не самый хороший человек, но к нему относился по-дружески и  исполнял некоторые просьбы Гринева.
  Хочется верить, что я осознал насколько важно общаться с людьми и заводить новые знакомства.
Количество слов - 254

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Формулировку проблемного вопроса можно засчитать, однако рекомендуется избегать метафор в проблемном вопросе. Текст построен на метафоре, но задача читателя -- эту метафору расшифровать, представив в виде четкой нравственной проблемы.

К сожалению, вы так и не поняли по-хорошему, в чем смысл текста. Расчищать дороги -- значит находить общий язык с людьми, возобновлять общение, если оно прервалось по каким-то причинам. Не позволять обидам, ссорам, сплетням разрушать отношения.

K2 – Комментарий: + 1 балл

Пример 1 (встреча рассказчика с мальчиком) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (действия рассказчика после встречи с мальчиком) указан, не пояснен. В пояснении следовало расшифровать метафору, показать, что означает фраза "рвал напрочь чертополох, крапиву и прочую нечисть", какой смысл скрыт в этой метафоре. Вместо пояснения дается невнятная фраза о том, чем должен руководствоваться хороший человек, но из нее неясно, когда нужно руководствоваться и чем именно. Пояснение ничего не поясняет.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована. Не указано, чем именно во втором примере дополняется мысль или иллюстрация, высказанная в первом примере.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, который не связан с авторской мыслью, и обоснование тезиса, которое сам тезис не обосновывает. Отношения между Гриневым и Пугачевым не иллюстрируют мысль о ценности новых знакомств.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Автор считает, что нельзя забрасывать «дороги» к родным и близким людям и нужно на постоянной основе их расчищать.
 Я согласен с мнением автора. Невозможно определить цену для новых знакомств.
Между этими предложениями нет логической взаимосвязи. Вначале вы говорите о родных и близких людях, а потом -- о новых знакомствах. Мысль о новых знакомствах, сама по себе непонятная, никак не вытекает из предыдущей мысли об отношениях с близкими людьми.

K6 – Богатство  речи: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера худенького мальчика с круглыми очками, который расчищал заросшее шоссе в лесу. Юрий несколько раз пытается отговорить его. На это он ему ответил : «Разве мы знаем, почему дорогу забросили?...А может быть, кто-то на другом конце попробует ее расчистить?» Этим писатель  хотел сказать, что если начать «расчищать дорогу» к другим людям, то всегда кто-нибудь найдётся, кто ответит взаимностью.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

После этой встречи Юрий не жалел ни труда, ни рук  и «рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть», для того, чтобы все его «дороги» остались целыми.
Запятая внутри составного союза не ставится.
Автор этими действиями хотел показать чем должен руководствоваться каждый хороший и общительный человек.
Пропущена запятая перед подчинительным союзом.
Может Емельян не самый хороший человек, но к нему относился по-дружески и  исполнял некоторые просьбы Гринева.
Пропущена запятая после вводного слова.
Хочется верить, что я осознал насколько важно общаться с людьми и заводить новые знакомства.
Пропущена запятая перед придаточной частью.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Юрий несколько раз пытается отговорить его. На это он ему ответил
Несоответствие видо-временных форм глаголов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Должен ли человек «расчищать» себе дорогу, чтобы найти нужных и близких людей? Над этим вопросом размышляет советский и российским писатель Юрий Маркович Нагибин.
Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера худенького мальчика
Речевой повтор.
Юрий несколько раз пытается отговорить его. На это он ему ответил : «Разве мы знаем, почему дорогу забросили?...А может быть,
Некорректное употребление местоимений. Непонятно, какое местоимение к какому объекту относится.
Невозможно не упомянуть тот эпизод ,когда автор переосмысливает слова мальчика и соглашается с его мнением. После этой встречи Юрий не жалел ни труда, ни рук  и «рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть»
Некорректное использование указательного местоимения.
Может Емельян не самый хороший человек, но к нему относился по-дружески и  исполнял некоторые просьбы Гринева.
Некорректное употребление местоимения.
 Автор считает, что нельзя забрасывать «дороги» к родным и близким людям и нужно на постоянной основе их расчищать.
Если слово "дороги" взяли в кавычки, чтобы подчеркнуть переносный смысл, то и слово "расчищать" нужно взять в кавычки.
Должен ли человек «расчищать» себе дорогу, чтобы найти нужных и близких людей?
Лишнее слово.
В качестве доказательства хочется привести произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
Мы не произведение приводим в качестве доказательства, а ситуацию, описанную в произведении.
Заячий тулуп был спасением от неминуемой гибели, потому как Пугачев запомнил добрый знак от Петра. Может Емельян не самый хороший человек, но к нему относился по-дружески и  исполнял некоторые просьбы Гринева.
Предложения очень мутные по смыслу, содержание не соответствует тексту повести Пушкина.
Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера худенького мальчика с круглыми очками,
Непонятно, в качестве примера К ЧЕМУ автор рассказывает о мальчике.
Автор этими действиями хотел показать чем должен руководствоваться каждый хороший и общительный человек.
О каких действиях автора вы говорите? Действия -- это о том, как автор рвал крапиву? Но он не рвал ее на самом деле, крапивы вообще не было. Это метафора -- переносный смысл.
Эти примеры дополняют друг друга, потому как они оба показывают важность нахождения общих связей между разными людьми.
Плеоназм -- речевая избыточность.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, логикой и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку